Находятся ли в безопасности пассажиры межмуниципальных маршрутов в Невинномысске – об этом узнали журналисты

Находятся ли в безопасности пассажиры межмуниципальных маршрутов в Невинномысске – об этом узнали журналисты

Накануне состоялся очередной рейд по перевозчикам, работающим в Невинномысске и на межмуниципальных маршрутах. Об итогах журналистского расследования вы узнаете далее

Общественный транспорт – явление привычное и обыденное. Пассажиры редко задумываются о том, является ли перевозчик квалифицированным, обеспечена ли безопасность во время поездки. Главное – чтобы из точки А в точку Б попасть, да побыстрее. И пусть даже не сидя, как положено, а стоя, в нарушение закона – все равно ведь транспорт едет, а по делам успеть нужно. И ответственность лежит не только на перевозчиках и водителях, в руках которых находятся жизни пассажиров, но и на самих пассажирах, осознанно подвергающих себя риску ежедневно.

Редакция ИА «Городской ревизор» заинтересовалась работой маршрутных и легковых такси (отличие от простых маршруток заключается в количестве мест и маршрутах передвижения, а также в требованиях законодательства). Внимание было обращено на межмуниципальный транспорт, курсирующий по направлению от близлежащих к Невинномысску населенных пунктов к самому Невинномысску и в обратном направлении. Результаты оказались не совсем радужными.

Существуют легальные перевозчики и, так скажем, «полулегальные», и вот в чем их принципиальное отличие. Легальные перевозчики участвуют в конкурсах, по итогам конкурса становятся победителями, что позволяет им осуществлять деятельность по перевозке пассажиров по установленным в реестре (муниципальным и межмуниципальным) маршрутам на основании свидетельства об осуществлении перевозок и карт маршрутов регулярных перевозок. У этих перевозчиков современный (более комфортный и безопасный) транспорт, отвечающий требованиям конкурсной комиссии, их автобусы ежедневно проходят технический осмотр – неисправности устраняются в кратчайшие сроки, так что пассажиры могут не беспокоиться об исправности вышедшего на маршрут автомобиля, водители проходят медицинское освидетельствование, маршрутки комфортны и оборудованы всем необходимым для удобного передвижения людей. Жизни и здоровье людей застрахованы, налоги за ведение бизнеса оплачены и перевозчик понимает всю серьезность действий своих и своих подчиненных, а потому тщательно подходит к подбору кадров, чтобы его бизнес, в который он вложил немало сил и средств, процветал.

Но есть и второй тип перевозчиков, назовем их «И так сойдет», ну или «По ситуации». Эти товарищи в конкурсах не участвуют, либо проигрывают, но прибыльного бизнеса в сфере перевозки пассажиров лишаться не хотят. Они ищут некие лазейки в законодательстве, согласно которым можно осуществлять определенную деятельность, но с некоторыми оговорками. Схема такова: в автомобилях, не прошедших конкурс на право осуществления перевозки пассажиров межмуниципальными рейсами, переоборудуют салон – убирают места для сидения и оставляют не более 8 мест для посадки пассажиров. Тогда они, вроде как, и маршрутом не считаются, и водителя с категорией «В», а не его дорогостоящего коллегу «Д» нанять можно, - к слову, экономия и выгодный вариант налицо. Плюс отчисления в разные инстанции в десятки раз ниже, чем у легально-официальных маршрутов. И некоторых налогов можно избежать в связи со статусом бизнеса. Теперь оформляются документы, согласно которым машины приобретают статус легкового такси, - отметим, что автомобили должны соответствовать ряду требований, предъявляемых к легковому такси.

Как следует из информации, находящейся в свободном доступе, легковое такси – это транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования. Автомобили должны быть окрашены в рамках общепринятой цветографической схемы – шахматные квадраты, иметь маячок на крыше, на панели приборов должна быть размещена информация о водителе и перевозчике с указанием контактных данных и фотографией водителя, условия оплаты проезда. Кроме того, машина должна быть оборудована таксометром для расчета стоимости поездок и чеки должны выдаваться пассажирам на руки. Пассажир вправе попросить водителя отвезти его в любую точку населенного пункта и будет прав, - он клиент, а водитель легкового такси – исполнитель.

Но как происходит в действительности, - водитель берет по окончании поездки фиксированную плату у пассажира и везет его по четко определенному маршруту. Людей в салоне, к слову, может быть гораздо больше 8 человек, - иногда люди в легковых такси стоят. При этом перевозчик не обязан застраховывать жизни и здоровье пассажиров, - этот пункт не является обязательным для водителей, в салоне у которых размещено не более 8 мест. Случись что – а никто ни в чем не виноват, родственникам пострадавших и самим пострадавшим никто ничего платить не должен и не будет.

Как показал рейд, проведенный в Невинномысске (локация рядом с гостиницей «Колос» за рынком), некоторые перевозчики не скрывают отчаянную погоню за деньгами, нарушая при этом закон и наплевательски относясь к безопасности пассажиров. Так, один перевозчик, курсирующий по маршруту «Невинномысск-Кочубеевское», был остановлен сотрудниками ГИБДД и комиссией с участием представителей ведомств. При осмотре 8-местного автомобиля оказалось, что водитель получал плату за проезд наличными, ни о каком чеке за оказание услуги по перевозке не было и речи, огнетушитель находился в сомнительном состоянии, а вместо задних стекол у легкового такси были установлены покореженные металлические листы. В случае ДТП пассажиры оказались бы заперты в железной клетке без возможности выбраться через заклинившую дверь. Сотрудники Госавтоинспекции отметили, что автомобиль может быть изъят из эксплуатации по причине внесения изменений в конструктивную часть. Кроме того, был выписан штраф.

Но это, на самом деле, капля в море. Нелегальных перевозчиков, преследующих выгоду и ищущих лазейки в законе, очень много. Люди сами потакают им и способствуют их укреплению на дорогах. Обратите внимание, - в какой транспорт скорее войдет человек: в новый автомобиль, курсирующий по законному маршруту (который внесен в реестр муниципальных или межмуниципальных маршрутов), водитель которого обладает всеми необходимыми документами и навыками, не нарушает правила дорожного движения, останавливаясь только в предназначенных для остановки местах, или в автомобиль дерзкого лихача, влетающего на остановку перед другим транспортом, высаживающего людей посреди проезжей части, мчащего по улицам и собирающего пассажиров в любом месте? Отметим, что «лихачи» права проезда по маршруту, аналогичному тому, по которому курсирует законный перевозчик, не имеют.

Ответ очевиден – кто быстрее и наглее, тот и получит пассажира. Но только потом не стоит сетовать, что водители обнаглели, что вы в маршрутке попали в ДТП, что вам пришлось стоять, а при резком торможении падать и травмироваться. Пассажиры сами взращивают таких дельцов и стимулируют появление и укрепление «полулегалов», которых интересует лишь выгода.

Управление ЖКХ Невинномысска проводит регулярные рейды, призванные выявлять нарушения и бороться с нелегалами. Теперь выявлением нарушений и проверкой деятельности перевозчиков в Невинномысске займется и состав редакции информпортала «Городской ревизор». Пассажиры должны находиться в безопасности, знать свои права и осознавать: жить по закону – это перспективно.